Алтай, к подножию Белухи

Алтай манит. Рано или поздно походов выходного дня становится мало и начинает хотеться настоящего приключения. И тогда пакуются рюкзаки, покупается снаряжение и бронируются билеты до Барнаула или Бийска.

Однажды это случилось со мной и моей женой. Мы тоже любим положить в рюкзак побольше, уйти подальше и там все съесть, но так получилось, что в 2015-м году вариантов для отпуска было около нуля. А тут подверулся довольно бюджетный вариант похода на Алтай с давними фейсбук-знакомыми Антоном Петрусем и Юрой Котеневым, которые и организовывают фотопоходы по Алтаю и не только.

В общем, купили билеты, почти полностью обновили снаряжение — и в путь.

День 1. Барнаул — Тюнгур.

17 сентября, в 6 утра мы высадились на вокзале Барнаула и принялись ожидать Юрия с Антоном, которые обещали быть и обозначиться табличкой. Вокзал в Барнауле крохотный — не потеряешься. Совершив вылазку за местной шаурмой, мы сидели на рюкзаках в ожидании около полутора часов. Потом появились они, погрузили нас и других прибывших на поездах в минивэн и повезли через аэропорт и пограничное управление туда — на Алтай.

Чуйский тракт прекрасен, но его я не заснял. Во-первых, фотоаппарат был упакован далеко, во-вторых мы весь день ехали, и в-третьих — холмы с пустым небом в разгар дня интересны посмотреть, но красивых карточек не получилось бы. Поэтому весь день в дороге был потрачен на созерцание и предвкушение.

В Тюнгур — отправную точку пешего похода — мы прибыли уже затемно. Началась возня с палатками, Юра сделал вечернюю кашу, на небе сиял Млечный Путь. Так завершился первый — автомобильный — день нашего путешествия. На следующий день наши рюкзаки должны были
уехать на Три Берёзы, а мы налегке должны были покорить перевал Кузуяк. Но это завтра, а сегодня ещё предстояла ночь, которая оказалась очень холодной в палатке, несмотря на любимую и любящую жену.

День 2. Тюнгур — Три березы

На следующий день обнаружилось, что налегке через перевал пойдут все, кроме нас с Людой. Дескать, мы опытные ходоки, нам можно не втягиваться, поэтому нас отправят на ГАЗ66 с рюкзаками вперёд, чтобы мы приехали, разгрузились и набрали дров. Окей, подумал я, приедем — там погуляем, потофграфируем пока никого нет.

Ага. Не тут-то было. Водителя на ГАЗе мы прождали до трёх часов. Еды нам не оставили, точного времени не сообщили, поэтому мы голодные сидели и ждали на двенадцати рюкзаках, проклиная организаторов, которые могли бы и сами сопроводить рюкзаки. Отлучиться погулять по Тюнгуру в таких условиях не представлялось возможным, но всё же я сходил до берега и сделал несколько кадров, в том числе с заранее присмотренным черепом козорога и шикарной корягой.

А в три часа с чем-то приехал местный Валера, погрузил рюкзаки и нас в кузов и мы поехали. Поездка, надо сказать, вышла ещё менее замечательной, чем полдня ожидания — это вам не ровная дорога, трясло и мотало так, что рюкзаки и мы летали по всему кузову. Что, надо заметить, не добавило плюсиков организаторам, свалившим на нас такое счастье. Особенно добили виды гуляющих налегке и фотографирующихся с овечками других членов группы. Если честно, я бы тоже так прошёлся, хотя все и твердили в один голос, что это был ужасный день похода, сложный и
тяжёлый.

Впрочем, овечек я успел пофотографировать, пока Валера полчаса о чём-то трындел с местными, которые нашлись где-то на пути.

Алтай, к подножию Белухи

В результате, на Три Берёзы мы прибыли не намного раньше всей группы, измотанные и не очень-то довольные. Впрочем, недовольство довольно быстро утихло, поскольку вокруг было красиво, а на ручье были замечены бурундуки. А вечером ещё и зайчишка выскочил на поляну, дал всем себя рассмотреть и скрылся в кустах.

На Трёх берёзах просто шикарные берёзы, что логично. Прямо на поляне стоит красивое тройное дерево, видимо в честь которого и названо место. Огромное раскидистое дерево, покрытое яркими жёлтыми листьями — отличный объект для съёмок.

Ближе к вечеру к трем березам пришли кони, коих была предпринята попытка сфотографировать. Но, поскольку было уже темно, а кони на месте не столи, получиось чутка размазано.

Алтай, к подножию Белухи

А потом была частично звёздная ночь и ожидание уже наконец-то пешего похода.

День 3. Вдоль реки Аккем

Подскочил я в пять утра, в надежде на горящий рассвет и шикарные снимки, пока все спят. Не учёл, что астрономический рассвет и появление солнца из-за гор — несколько разнесённые по времени явления. Зато было время прогуляться по округе, не столько снимая, сколько созерцая и втайне надеясь на любопытную лисицу, которая вот так сядет в пяти шагах от меня и будет наблюдать. Увы. Сходил до ручья, где вечером Люда видела бурундуков — слышал их, но так и не увидел. Зайцы тоже не хотели появляться. Даже лошадки на контакт не шли.

А потом взорвалось солнце. Отличное осеннее солнце в золотых листьях дерева.

Хотелось ходить вокруг и снимать-снимать-снимать. Но надо было собираться в путь — впереди долгая дорога с тяжёлыми рюкзаками вдоль реки Ак-Кем, через ручьи и камни — до промежуточной стоянки на берегу.

Покинув стоянку у трёх берёз, наша группа двинулась тропами через лес вдоль реки Аккем в сторону одномённого озера, к подножию горы Белуха.

Первый день с рюкзаками, около 16 километров. Антон с Юрой втопили вперёд, мы с Людой старались не отставать, остальная группа неспешно плелась позади. Под ногами кустики, камни, ручьи. По сторонам особо не поглазеешь — только когда останавливались, чтобы подождать всю группу. Фотоаппарат был закинут под «крышку» рюкзака, чтобы быстро можно было достать.
Погода располагала — не слишком жарко и не слишком холодно. Ледяная вода из ручьёв освежала.

Тропы петляли — то вглубь, в лес, то прямо у воды, по гладким камням и сквозь выброшенные на берег стволы, вымытые и пропесоченные светлым, голубоватым песочком, который придаёт
интересный бирюзовый оттенок реке.

Алтай, к подножию Белухи

Ровные лесистые берега сменялись каменными насыпями, с которых открывался изумительный вид на Белуху.

День 4. У озера Ак-Кем

Третий и последний день похода «туда» моросило. Поход по лесу мало отличается от предыдущего дня. Фотоаппарат лежит в рюкзаке. Ну, что-то, конечно, поснимал, но неинтересные кадры. Основные планы на съёмку — на конечной точке. Четыре дня на озере, радиальные выходы, лишь бы с погодой повезло. Юра с Антоном подгоняют — раньше придём, раньше будет баня. В баню хотят все, но быстро идти всё равно не получается. Антон, Юра, я и Люда приходим часов в пять.

Подножие, это, наверное, громко сказано. Белуха — далеко впереди, а прямо перед нами озеро Аккем, из которого течёт одноимённая река. Рядом метеостанция.

Мы с Людой остаёмся ждать отстающих и показывать им безопасный проход, потому что у озера местами подтоплено, вода. Антон с Юрой уходят на метеостанцию — заказывать баню. Я танцую с
камерой перед озером, смотрю ракурсы, снимаю немного, хотя света нет совсем.

Позже подтягиваются все остальные. Ставим лагерь, уже стоит большой стол, над которым натягиваем тент. Откуда-то появляется «стяг» Мастерской Приключений. Антон обещает ежеутренние пения гимнов и целование флага. Баня в четыре захода — девочки, мальчики, мы с Людой отдельно и Антон с Юрой. Метеорологи бухие и разговорчивые. Зато скинули нам с Людой 500 рублей за баню. Потом мы, правда, выяснили, что они слямзили весь алкоголь, запасённый на группу, и часть съестных припасов, видимо, потому и добрые были.

В первый день планируется выход к часовне Архангела Михаила, но днём. А пока — в палатку, с мокрой головой после бани.

День 5. Часовня Архангела Михаила

Утром вскочил на рассвет, которого не случилось. Вокруг припорошено лёгким снежком. Походил вокруг озера, приметил болотца для будущих съёмок.

Ладно, ещё три дня в запасе — успею поснимать.

Собираемся к Часовне.

Утренний снежок растаял, небо затянуло почти совсем и на момент похода мы имели довольно плотный снегодождь. Упакованные в дождевики всех расцветок, ослепляемые мокрым снегом в лицо, мы миновали озеро Аккем и вдоль реки двинулись в сторону Белухи, мимо высокого водопада и свежих оползней-обвалов. И лишь позади медленно уменьшался кусочек голубого неба.

Часовня построена у подножия Белухи, на высоте двух тысяч метров. Если бы не плотные серые облака — вокруг было бы довольно живописно. В интернете много красивых фото этой часовни на фоне Белухи. В связи с труднодоступностью места, доставку сруба приходилось делать на вертолёте. Деньги на сруб из алтайского кедра и на доставку-сборку были собраны на пожертвования. Вход в часовню свободный, часовня не запирается, никого нет.

Внутри множество икон разного размера и памятная книга с именами погибших на Белухе — туристов, альпинистов, спасателей. Список внушительный. Любой желающий может поставить свечку, оставив в качестве пожертвования свободную сумму. Главное — не забыть затушить свечки на выходе.

Обратно возвращаемся все так же под мокрым снегом.

День 6. Долин Ярлу

Второй день на озере Аккем — заснеженный Аккем и радиальный выход в долину Ярлу.

Утро второго дня было пасмурное, поэтому на рассвет я не пошёл. Зато после полудня засветило солнце промеж красивых облаков, и я прогулялся вдоль речки, снимая заснеженные ракурсы.

Так же поснимал присмотренные накануне «фактурные» болотца возле метеостанции.

Даже панорамку склеил.

Выход к долине Ярлу был назначен задолго после полудня, предполагалось прийти на место к закату и обратно пойти уже затемно, поэтому было достаточно времени, чтобы прогуляться в другую сторону от метеостанции — за пост МЧС (в бочках), где были сложены каменные пирамидки разными эзотериками.

К моменту нашего выхода погода снова испортилась и мы шли уже под снегодождём. Вернулись назад по реке Аккем до места, где в неё впадает река Ярлу, перешли по хрупкому мостику из пары брёвнышек на другую сторону и вдоль русла Ярлы двинулись вглубь.

Река Ярлу местами размыта до ужаса. Юра рассказывал (и показывал), как тропа, по которой ходили раньше, просто была смыта вместе с берегами. Приближаться к опасным обрывам не хотелось, по большей части мы шли по руслу реки, от которой остался небольшой ручей. По пути фотографировали всякие коряжки и мистическую «туманную перспективу», которая мистически скрывала от нас уходящий вперёд пейзаж. Возле одной из коряг Антон Петрусь долго топтался, разыскивая медвежьи следы. В прошлом году они были, в этом — не повезло.

А потом мы пришли в Каменный Городок.

Каменный городок в долине Ярлу — это довольно большой кусок пространства, обнесённый каменным заборчиком, внутри которого построено множество небольших, по колено и меньше, каменных пирамидок, построенных всякими эзотерически настроенными людьми, стремящимися посетить это место с целью духовного насыщения, прикосновения к таинствам или в поисках Шамбалы. Посреди каменного городка лежит Мастер-Камень — огромная глыба, по большей части уходящая под землю, с выгравированным знаком триединства. Некоторые верят, что именно под этим камнем и находится вход в Шамбалу.

После краткой лекции Юры про камень, городок и Шамбалу, было объявлено «сводобное время» до заката. Можно было прогуляться по окрестностям и поснимать. Антон с Юрой куда-то убежали, все остальные тоже разбрелись. Мы немножко прогулялись вдоль городка. Впрочем, снизу ничего особо интересного не наблюдалось и закат грозился быть погребённым под свинцовыми облаками. Потому мы с Людой пошли в направлении «обратно» и вскоре заметили Антона с Юрой на склоне гребня — в засаде поджидающими закат. Естественно, мы поднялись к ним — Антон-то уж наверняка знает, где ракурсы поинтересней. Оказалось, что Антон облюбовал небольшую золотую рощицу и ждал, когда «светанёт». А я решил подняться по гребню выше, рассчитывая сверху осмотреть всё вокруг. Не зря. Потому что сверху, с гребня, который, оказывается, называется
«Мать Мира», открывается чумовой вид на всю долину.

Полноценного заката так и не случилось, потому что опять всё заволокло, зато на нас в буквальном смысле наехало облако — это непередаваемые ощущения: стоять на гребне горы на уровне облаков, которые проходят сквозь тебя.

Ну, а обратно мы возвращались уже потёмках, поэтому показывать и рассказывать особо нечего.

День 7. Семь озер

Третий день стоянки.

Ночью ударили самые настоящие заморозки. Озеро покрылось тонкой корочкой льда, трава — толстым слоем измороси и снега.

Ясное небо и просвечивающее из-за гор солнце дали возможность поснимать просто чумовые кадры.

Несмотря на ясное утро, к моменту выхода в долину небо начало затягивать. Погода на Алтае вообще меняется чуть ли не мгновенно и в очень широких пределах.

После полудня мы выдвинулись вдоль озера в сторону от метеостанции, прошли базу МЧС с бочками и когда озеро кончилось резко взяли вправо и вверх. Путь в долину подразумевал довольно крутой подъём в самом начале и постепенный набор высоты в течение всего пути. Сами озёра расположены на разных ярусах трёхступенчатого подъёма.

На первом ярусе нас ждал весьма живописный вид на разноцветные горы. Даже присыпанные снегом, они смотрелись довольно колоритно.

По пути встретился небольшой водопадик — это река Ак-Оюк, соединяющая несколько озёр, шла вниз, с яруса на ярус.

На втором ярусе нас ждал снег…

… и козероги. Как их Юра заметил — остаётся загадкой. Впрочем — острый охотничий взор, ничего сверхъестественного. Но мы заметили стайку рогатых далеко не сразу, на каменистом склоне лежащие животные удачно мимикрировали под окружающую среду.

Если не считать ночного зайца и бурундуков, которых видела только Люда — это единственные животные, которых я встретил на Алтае на тот момент. Мы с Юрой решили подойти поближе и шугануть этих козлов. Со стороны, наверное, это смотрелось забавно — два мужика бегут по сугробам, размахивая фотоаппаратами и орут на животных. Козерогам, впрочем, было плевать на нас — они были вне зоны досягаемости. Лишь когда мы подбежали совсем близко они лениво подняли свои задницы и побрели вверх по склону, изредка презрительно на нас поглядывая. В итоге затея сфотографировать козерогом с треском провалилась — они демонстрировали исключительно белые задницы с чёрными хвостами.

Оставив рогатых в покое, мы пошли дальше — и выше. Погода стремительно портилась, я стремительно снимал вокруг — речку, гору Ак-Оюк и разноцветные хребты, пока окончательно не затянуло.

Когда мы добрались до яруса с первыми озёрами — уже вовсю бушевала пурга. Наспех сделанные бутерброды лезли в рот уже со снегом, а ветер был такой сильный, что буквально сносил по замёрзшим камням. В таких условиях ни поснимать с края нижние озёра, ни тем более подниматься к верхним не представлялось возможным. Что говорить, если даже следы впереди идущих заметало начисто прямо на глазах. Поэтому мы просто развернулись и пошли обратно.

Четвёртый день планировался свободным, и я надеялся на хорошую погоду, чтобы вернуться сюда и поснимать ещё. Тем более, что на обратном пути я приметил просто шикарный огромный кедр, который отлично смотрелся бы в лучах рассветного солнца.

Когда же мы спустились к озеру, от непогоды не осталось и следа, поэтому мы с Антоном и Юрой отправились в засаду — ждать закат. Закат «не взорвался», но на берегу нас ждал сломанный лёд,
шикарный в своей фактурности.

День 8. Озеро Ак-Кем

Последний день на озере, на который я возлагал большие надежды, этих надежд не оправдал. Снег стоял стеной, так, что противоположную сторону озера, не очень-то и широкого, в общем-то, временами просто не было видно.

Практически весь день, пока мело, мы с Людой сидели то в нашем домике, то в «бочке» с группой — общались. Когда более-менее снег стихал, я выходил поснимать.

О том, чтобы сходить в долину семи озёр, можно было даже не мечтать. Заснять кедр в лучах солнца — тем более.

Так прошёл день. За этот день намело сантиметров пятнадцать снега. На перевале Каратюрек, через который мы планировали возвращаться, намело, по словам пограничников, по пояс. То есть не пройти. Поэтому возвращаться пришлось тем же путём, которым мы пришли — по реке Аккем и
через Кузуяк.

День 9. Обратно вдоль реки

Утром в день обратного похода я вскочил рано, часов в пять, но всё равно было слишком поздно. Небо было ясное и чистое, но уже слишком светлое, чтобы заснять звёзды. Знал бы заранее, встал бы часа в три ночи, снимать звёзды в отражении в озере. Шикарные кадры можно было бы получить. А в итоге получилось просто отражение гор.

Ну, хоть зайцев пошугал.

Потом мы стали собираться. Выход был запланирован на 11-12 часов дня. Андрей и Инна, наши соседи по домику, собрались гораздо раньше — они планировали добраться до трёх берёз за день, тогда как у нас на это было запланировано два дня.

Прощальные кадры с заячьими следами, которыми изобиловал свежий снег на берегу озера, и мы двинулись в обратный путь.

Погода стояла ясная, солнечная. Снимать в такую погоду в лесу было совершенно нечего, только изредка, когда выходили на возвышенности на берегу реки, были интересные виды, которые, впрочем, мы уже видели на пути к озеру.

Фотоаппарат большую часть провёл в рюкзаке, батарейки — в карманах, согреваясь и дожидаясь последних наших закатов и рассветов на Алтае.

Ближе к закату мы с Антоном и Юрой двинулись к заранее присмотренной точке — занимать места в первом ряду. Но — опять не светануло.

А потом настало роковое утро.

День 10. Последний рассвет у реки

Рассвет я встречал опять на курумнике возле реки.

Поснимав немного со склонов курумника, я пошёл искать ракурсы внизу, вдоль реки. И, поскользнувшись на обледеневшем камне, свалился в воду половиной своей тушки. Тушке фотоаппарата повезло меньше — она упала в воду целиком, только штатив остался торчать из воды.

Быстренько вытащив себя и фотоаппарат, я достал батарейку и флешку и побежал к костру — сушиться, потому что на мне на тот момент была почти вся одежда, переодеваться было не во что, а идти на морозе мокрым — не самое удачное решение. Снова хочется отметить синтетическую одежду из флиса и софтшелла. Высохло очень быстро, только рукава толстовки досыхали уже
на мне.

Фотографировать, понятное дело, уже не получилось. Фотоаппарат лежал в кофре, обесточенный. Впрочем, потерял я не очень много, потому что впереди был тот же маршрут, и интересные кадры могли получиться только на трёх берёзах и на перевале.

Тем более, что, пока мы шли по тающему снегу и грязи до трёх берёз, возникло коллективное решение от трёх берёз зазатаь «шишигу» с Валерой и в последний день пути просто проехать до Тюнгура. Аргументом был сложный маршрут, который и по хорошей погоде довольно утомителен, а по снегу совсем не вариант. Ничего не могу сказать, поскольку мы его проехали сюда, и проехали отсюда на машине. Из кабины ГАЗ66 мне не показалось, что там очень тяжело идти.

Но, тем не менее, мы уехали на ГАЗе и прибыли в Тюнгур, где всех ждал тёплый гостевой дом (а нас с Людой — так вовсе отдельный «люкс» с двуспальным диваном на втором этаже хозяйского дома), горячая баня и купленные в магазине — ура, мясо! — пельмени.

Потом был чуйский тракт, Барнаул, хостел, дождь, вокзал и поезд. И, наконец, дом, с двумя ошалевшими котами.

А фотоаппарат — высох. Был разобран, прочищен и сейчас опять работает.

Елена Батюкова
завораживает такая красота...
12 сентября 2016 в 21:15

Алексей Смирнов
Вот это правильно! Козлов надо шугать где бы они ни были!
13 сентября 2016 в 08:28

Традиционно получил огромное удовольствие! Спасибо Вам за такие интересные репортажи!!!
13 сентября 2016 в 08:30

Алексей Звягинцев
Тут все прекрасно! И рассказ и фотографии!!!
13 сентября 2016 в 13:24

Прекрасный пейзаж Алтая
14 сентября 2016 в 00:28

Ничего себе, красиво как
17 сентября 2016 в 16:45

Мария Васильева
Вау.....все поле усыпано барашками) прикольное фото!!!
14 сентября 2016 в 00:28

Владислава Богданова
Мария , ага...кажется их там тысячи)
17 сентября 2016 в 16:45

Владислава, Точно подмечено)))
18 сентября 2016 в 01:19

Григорий Александров
И как их потом собирать... запросто затеряться же могут в лесу!
05 мая 2023 в 09:52

Красота какая вокруг!
22 сентября 2016 в 16:55

Alexander Asedach
Интересная карточка
01 октября 2016 в 00:18

Мария Васильева
Лучшее фото! спасибо за такие кадры)
14 сентября 2016 в 00:29

Григорий Александров
Хоть на минуточку бы оказаться в таком волшебном месте...
14 сентября 2016 в 00:33

Виталий Рубинфельд
Один кадр лучше другого!!!
22 сентября 2016 в 16:58

Григорий Александров
Я восторге от фото) природа потрясающей красоты
14 сентября 2016 в 00:34

Очень классно!
28 сентября 2016 в 15:03

Вячеслав Сергеев
Великолепно! Прекрасный репортаж, отличные фотографии. Браво!