Такой разный Таганай

Вот уже третий год я выбираюсь куда-нибудь в поход, поснимать звездный поток Персеиды. Первая вылазка состоялась в 2015 м году, тогда мы с Димой Илышевым забрались со всем снаряжением на хребет Зюраткуль. Несмотря на отсутствие опыта в такого рода съемках, звёзд мы нахватали вдоволь.

Затем звёздный поток по времени совпал с моим походом по Алтаю. Тогда переменчивая алтайская погода почти лишила меня шансов на фото падающих звёзд. Почти, но одну успел урвать.

И вот в этом году — Национальный Парк Таганай, что в Челябинской области.

Таганай меня интересовал и сам по себе, а уж вкупе с Персеидами — невозможно отказаться. К сожалению, семейные обстоятельства не позволили мне выбраться в компании Димы — он хотел поехать в будние дни, дня на четыре. Но подобралась другая компания, готовая ехать в ночь с пятницы на воскресенье. С ними и собрались, поехали.

Екатеринбург — Златоуст — Центральная Усадьба — Гремучий Ключ

Выезд в пятницу, 11 августа, в 8:00 из Екатеринбурга. Четыре с лишним часа в дороге, обед в Миассе и вот уже в первом часу дня мы паркуемся на территории Центральной Усадьбы. Сергей Гарифуллин, двигатель нашей поездки, оформляет вход, остальные, включая меня, пялятся на прилавки с магнитиками, сувенирами и златоустовскими ножами.

Вход оформлен, городские джинсы сменились походными штанами и тяжелыми ботинками, рюкзаки со снаряжением заброшены на спины — выдвигаемся.

Первый переход — до приюта Белый Ключ. Расстояние — 6,5 километров. Дорога хорошая, широкая, утоптанная — здесь ходит очень много народу, многие с детьми, некоторые совсем с карапузами на животе. С колясками, конечно, не проехать.

Фотоаппарат закопан в глубины рюкзака. Погода солнечная, ясная, но фотографировать на тропе практически нечего.

Небольшой привал у приюта Белый Ключ. Отсюда начинается крутая лестница на одну из вершин Двуглавой Сопки — скалы Перья. Там я уже бывал. Подъем крутой, отнимает много сил, а нам ещё идти дальше.

От Белого Ключа до приюта Гремучий Ключ — ещё 2,5 километра. Тропа становится чуть похуже, народу поменьше, большая часть оседает у Белого Ключа. На Гремучем у нас забронирован отдельный домик на четверых, куда были сложены все пожитки. Можно сбросить тяжелые ботинки и заварить на двух газовых горелках макароны с рыбной консервой и китайский жареный улун Да Хун Пао, целую пачку которого Сергей извлёк из недр своих рюкзаков.

Тем временем возле нашего столика стали собираться всякие пичуги, в надежде на которых я тащил трёхкилограммовый телеобъектив. Впрочем, при виде такой пушки птички активно разлетались, и только зяблик бесстрашно позировал:

Такой разный Таганай

После обеда выдвигаемся на вторую вершину Двуглавой Сопки — Бараньи Лбы, откуда планируется съемка заката и звёзд.

Двуглавая Сопка — Бараньи Лбы

Тропа до Бараньих Лбов начинается прямо от приюта. Хорошая тропа, с маркировкой — всё для людей. Для людей, которые знакомы с маркировкой. Эта тропа упирается прямо в курумник, который ведёт на вершину Бараньих Лбов, и вот тут люди, незнакомые с маркировкой троп (то есть мы), могут растеряться, поскольку восхождение по курумникам отмечается красными треугольниками и кругами. Мы, по незнанию, восприняли эти знаки как предупреждение об опасности и решили обойти более безопасными путями. В итоге намотали крюк в пару километров.

Но таки забрались.

С Бараньих Лбов открывается изумительный вид на Перья с одной стороны и Откликной гребень с другой. К сожалению, пока я искал ракурсы, я не снял вообще ничего в сторону Откликного. Зато в сторону Перьев наснимал от души.

Солнце уже клонилось к закату, а мы всё ещё ползали по скалам в поисках ракурсов.

Небо над нами было чистейшее, в то время как на западном горизонте сгущалась полоса облаков. Не самое лучшее расположение для красивых снимков.

Так оно и получилось — красочного заката не было. Но чистое небо предвещало звёздную ночь.

Но — тоже нет. Западные облака разогнались и довольно быстро небежали в нашу сторону. Небо то заволакивало, то очищалось. Непонятно было, в какую сторону снимать, потому что снимать приходилось на длинных выдержках и за это время ситуация на небе могла поменяться кардинально.

А потом взошла луна.

Такой разный Таганай

И вот тут пригодился мой телевик.

Яркая луна подсветила склоны Лбов и мы продолжили ловить звёзды. В мой кадр попала как минимум одна звезда, но её след был погашен длинной выдержкой и набежавшими облаками.

С другой стороны выдержка была недостаточно длинная, чтобы снять звёздные треки.

Такой разный Таганай

На этом мы решили закончить и вернуться в приют, поесть, поспать и снова зайти на рассвете. Тем более, оказалось, что по меткам (тем самым, красным), от приюта до точки нашей съемки путь прямой, хоть и по камням.

Но утром был дождь. Поэтому рассвета не случилось, зато все выспались.

Гремучий Ключ — Откликной — приют Таганай — Долина Сказок

Второй день нашего похода. Сегодня мы должны сменить место дислокации с приюта Гремучий Ключ на приют Таганай. Идти всего ничего — около 6 километров.

Снаружи — туман.

Тропа становится совсем узкой — туристов всё меньше.

Дошли к Откликнопу гребню. Его самого не видать.

Вот он — Откликной. Самый низ. Мокрые камни. Вверх лучше не ходить — видимость нулевая, можно забрести непонятно куда. Когда мы возвращались обратно, мимо нас проехали спасатели на квадроциклах — как оказалось, где-то здесь упал в камнях и сломал обе ноги желающий подняться на Отликной в тумане.

Мы не такие отчаянные, поснимали в тумане у подножия и хватит.

Тем более что опять начал моросить дождь. Я упаковал аппаратуру в рюкзак, под дождевик. Надо будет прикупить небольшой кофр на шею, с отдельным дождевиком, как у Сергея, чтобы не вскрывать большой рюкзак каждый. И мы пошли сквозь туман и морось к приюту Таганай.

Пришли мы довольно рано, расположились в домике, неспеша сварили суп и разузнали короткую дорогу к Долине Сказок. По пути мы видели своротку от тропы к Долине, но до неё от приюта надо возвращаться около километра, и потом по ней ещё километра два с половиной. Но местный житель сообщил, что можно пойти напрямую. Тропа не натоптанная, но пройти можно.

Ну что ж, пошли. От приюта действительно какая-то тропка шла, даже метки временами встречались. А потом тропка вышла на курумники у подножия круглицы. Метки вели дальше вверх, а мы должны были обойти по курумникам снизу и выйти на тропу до Долины. Вот только после дождя скакать по мокрым камням совсем не хотелось, тем более, что на этих камнях было много скользкого лишайника, который ещё больше усложнял переход.

Я, отправленный на разведку, обнаружил, что по низу дороги нет. Зато был сфотографирован на память Сергеем.

А Кирилл сообщил, что видел своротку с тропы ниже, где мы шли. Мы вернулись к этой своротке и пошли. Тропа постепенно исчезла, мы шли какими-то совсем дремучими кустами и курумниками, ориентируясь по GPS и офлайн-картам, предусмотрительно скачанными Сергем в свой телефон. Несколько раз видели пролежни в высокой траве и надеялись не встретить тез, кто эти пролежни оставил.

Смеркалось. Обратно решили идти по человечьей тропе, с метками. При условии, что мы её таки найдём. Нашли. До Долины оставались считанные сотни метров.

И прямо на входе нас накрыло золотистым свечением закатного солнца сквозь туман, который, наверное, и не туман даже, а облако.

И это было настолько хорошо, что никто сразу даже не заметил радугу над тропой, откуда мы только что пришли. А те, кто заметил, слишком долго расчехляли аппаратуру, так что радуга успела потускнеть.

Ну, а дальше, пока светило, четыре человека с фотоаппаратами и штативами носились от камней к камням в попытке снять ускользающий закат.

А когда закончился закат — просто снимали в облаке.

На базу возвращались уже затемно. Уже не срезали по прямой, шли кругом, зато по нормальной промченной тропе. Пришли, кстати, быстрее, чем по бездорожью.

В приюте ужин бутербродами и спать. Потому что идти час, а рассвет в пять утра. Значит, вставать надо в три. Впрочем, на рассвет решили вставать не все.

Долина Сказок — 2

В три часа утра стало понятно, что рассвета, скорее всего, не случится. Но в уральских горах погода меняется быстро, и за полтора всё может измениться. Поэтому мы с Сергеем Гарифуллиным собрались, вскипятили чаю в термос, запаслись немного сластями и двинулись, снова в обход по тропе.

В Долине нас снова ждало облако-туман. Плотное и густое.

В ожидании света вспомнилась и была применена на практике фотографическая мудрость: если темно и нет переднего плана — снимай человека с фонариком. Так мы и поступили.

Тем временем стало потихоньку светлеть. Мы ходили между скал, снимали и надеялись, что встанет солнце и разгонит плотную завесу.

Но время рассвета уже наступило, стало достаточно светло, а солнца всё ещё не было даже видно в густой завесе. Делать нечего — надо возвращаться, немного вздремнуть и двигаться в обратный путь.

Приют Таганай — Нижняя тропа — Каменная Река — Златоуст

Вот и утро. Пора в дорогу. Сюда мы шли два дня, обратно надо выйти за день. Расстояния небольшие, так что проблемы быть не должно.

Возвращаться решили по нижней тропе — она в целом покороче, и там нет перепадов высоты.

К дороге пришлось тщательно подготовиться, поскольку почти у всех походные ботинки промокли в предыдущий день, когда мы брели по мокрым кустам. Даже затопленная на ночь печка не помогла — мои хвалёные непромокаемые Доломиты хлюпали и сочились водой. Пара сухих носков, оставленная вместе с городской одеждой, пошла в ход. Вместе с носками в ход пошли большие полиэтиленовые пакеты Кирилла.

А куда деваться, когда всё сырое?

Нижняя тропа отличается от верхней в основном тем, что там не на что смотреть. Идеально для тех, кто хочет просто идти, не отвлекаясь. Достаточно ровная, но очень каменистая и местами в хлам развозженная дорога, по которой, видно по следам, ходят не только пешком, нижняя тропа имеет две смотровых площадки на Каменную реку — длинную, в несколько километров, каменную россыпь, которая тянется вдоль тропы.

Снизу не передать масштабы, а мокрые камни не располагают к вдумчивому выбору ракурсов.

На этом мы и прощаемся с Таганаем.

Дальше выход к Центральной Усадьбе, где мы переодеваемся в сухое и чистое, а я наконец-то сбываю свою мечту и покупаю себе Златоустовский нож, и поездка обратно в Екатеринбург, через Миасс, где мы ужинаем, и через Карабаш, в котором можно было бы остановиться, но незачем, ибо погоды нет.

Василий Краморов
песня у Олега Митяева про это место замечательная...
23 августа 2017 в 15:09

Василий, да, частенько слушаем её.
23 августа 2017 в 16:31

Мишка Квакин
Василий, так и тянет напеть...
23 августа 2017 в 17:00

Василий Краморов
какой шикарный птиц!
23 августа 2017 в 15:10

Василий, в прекрасном состоянии оперение!
23 августа 2017 в 16:30

Мишка Квакин
Василий, позирует изо всех сил! маленький, а уже артист! и чирикает наверняка звонко и задорно.
19 ноября 2018 в 07:26

Григорий Александров
И настроение у него отличное. Вот он и делится своим настроением с окружающими.
05 мая 2023 в 09:30

Марина Великовец
Такой задумчивый взгляд, голову слегка набок склонил.
16 августа 2023 в 22:03

Вау!
23 августа 2017 в 15:37

Антон Ельчин
Шикарные природа и отличные фотографии! Спасибо за отчет!
23 августа 2017 в 16:43

Энджоник _
Это фото получило признание «Фотография дня» и будет показано 09 декабря 2017 на главной странице сайта.
05 декабря 2017 в 16:33

Луна ещё никогда не была настолько прекрасной!
13 июля 2023 в 17:10

Энджоник _
Это фото получило признание «Фотография дня» и будет показано 27 декабря 2017 на главной странице сайта.
05 декабря 2017 в 16:33

Вот такие тропинки я и люблю, в лес ведущие, а вокруг кустарники, трава и, возможно, даже грибочки...
13 июля 2023 в 17:15

И лёгкий туман собирается вокруг деревьев, гулять ещё приятнее, пусть и видимость не очень...
13 июля 2023 в 17:19

Всегда приятно радугу встретить в пути. Добрый знак же.